Как рассчитать фундамент для гаража

расчет фундамента под гараж

В процессе постройки гаража необходимо уделить внимание не только прочности стен, кровле, но и качеству опорного основания. От того, насколько правильно выполнен расчет фундамента под гараж, будут зависеть долговечность и эксплуатационные свойства конструкции. Разберемся, как выбрать фундамент и рассчитать параметры.

Выбор основания

Чтобы избежать перекосов и осадки в процессе эксплуатации постройки, нужно знать, какой фундамент лучше для гаража. Он может быть:

  1. Свайным (или столбчатым). Монтируется в виде стоек из винтовых или набивных свай. Устанавливается на расстоянии 100-200 см друг от друга. Связывается между собой металлической арматурой и ростверком (плитой).
  2. Ленточным. Представляет собой заполненную бетоном опалубку или специальные блоки. Помещается в траншею, выкопанную по периметру будущего строения.
  3. Плитным. Делается в виде монолитной армированной плиты из бетона. Размеры ее на 50 см превышают длину каждой из сторон строения. Отличается высокой прочностью, подходит для всех типов грунтов и конструкций различной сложности. Однако имеет наибольшую из всех вариантов стоимость. Нужно отметить, что такой тип основания не позволяет обустроить смотровую яму или подвал.

Указанные варианты прочны, способны выдерживать высокие нагрузки, но имеют высокую себестоимостью, а также сложностью изготовления, необходимостью использования специальной техники или инструментов.

Выбор фундамента зависит от таких факторов:

  • характеристик почвы;
  • уровня грунтовых вод;
  • этажности постройки;
  • глубины промерзания почвы;
  • материала несущих стен.

По несущим характеристикам наиболее восприимчивый к нагрузкам — фундамент для гаража ленточный с небольшим заглублением. На нем можно располагать легкие каркасные металлические или деревянные одноэтажные постройки. Затем следуют свайные конструкции, ленточные заглубленные, плитные, способные удерживать многоэтажные тяжеловесные строения из камня и кирпича.

Анализ грунта

Почва на участке, где планируется возводить строение — основной фактор при выборе типа фундамента.

Глинистые, суглинковые и торфяные почвы, обладающие высокой пучинистостью, требуют более глубокого мощного основания. Влага, которую удерживают такие грунты, при замерзании вызывает сильное вспучивание. Из-за чего тело фундамента выталкивается из почвы, а после размерзания земли оно снова опускается. Постоянные смещения приводят к деформации или разрушению, ставя под угрозу целостность всей конструкции. Поэтому на пучинистых почвах целесообразно устанавливать свайные или монолитные плитные фундаменты. В крайнем случае можно использовать ленточное основание, углубив его в землю на глубину, которая на 20-30 см превышает среднюю глубину промерзания почвы в регионе.

Твердопородные каменистые, скальные почвы или пески мелкой фракции допускают обустройство ленточного основания небольшой глубины (до 80 см), если установленная на него конструкция будет малогабаритной и легкой.

Высокий уровень грунтовых вод может приводить к размыванию грунта и смещению фундамента. По этой причине мелко заглубленные конструкции ленточного типа подходят исключительно для участков средней или низкой влажности. Там, где подземные воды находятся близко к поверхности почвы, следует обустраивать плитные или свайные системы. Допускается также изготовление ленточных конструкций глубокого заложения.

Уровень залегания грунтовых вод определяется при помощи бурения шурфов. Кроме этого уровня нужно учитывать сезонные осадки и рельеф. Строить гараж в низине, на склоне или вблизи реки рискованно. Талые воды, сильные дождевые потоки или весенний разлив русла могут размыть основание. Поэтому необходимо предусмотреть защитный барьер от водных потоков, обустроить дренажную систему, чтобы отвести влагу в обход строения.

Обустройство ленточного основания

Наиболее популярным типом оснований является ленточный, который может выполняться как мелко заглубленным, так и глубоким.

Можно сделать ленточный фундамент под гараж своими руками одним из перечисленных способов:

  1. Заливка бетонной смеси с равномерным армированием — наиболее простой метод обустройства основания. Минусом такого способа является длительный период застывания бетона, что значительно удлиняет сроки строительства.
  2. Установка сборных фундаментных блоков (ФБС). Сборные блоки обладают большой прочностью и несущей способностью. По своим техническим характеристикам такая система не уступает монолитной плите. Она не подвержена воздействию климатических факторов, обладает высокой морозостойкостью и долговечностью. Большой сегмент размеров позволит подобрать блоки, которые обеспечат требуемые технические характеристики. Минус такого способа — необходимость специального транспорта для транспортировки и укладки блоков, ввиду их большого веса и габаритов.
  3. Укладка бута с заливкой его бетоном. Позволяет сэкономить на цене материалов, поскольку основную часть объема занимает природный камень, цена которого значительно ниже бетона или блоков. При этом обеспечивается значительная прочность и долговечность конструкции. Недостаток способа — поиск специалиста с соответствующим опытом укладки природного камня и квалификацией. Также довольно долгий процесс укладки бута и застывания бетона, который выступает связывающим материалом.
  4. Установка шлакоблоков, пеноблоков или газосиликатных блоков. Лента основания, выполненная из шлакоблоков, отличается значительной прочностью и простотой монтажа, однако имеет плохую теплоизоляцию. Из-за этого система будет нуждаться в дополнительном утеплении, что увеличит затраты на строительство. Газосиликатные блоки обладают высокой устойчивостью к низким температурам, однако имеют невысокую прочность, поэтому подходят только для строительства мелко заглубленных конструкций. Фундамент для гаража из пеноблоков обладает малым весом и низкой ценой, также отличается низкой прочностью, склонностью к усадке. Такой метод может применяться исключительно для возведения легких каркасных сооружений, устанавливаемых на твердых непучинистых почвах.

Вне зависимости от вида выбранных блоков, их укладывают в шахматном порядке и соединяют друг с другом при помощи цементно-песчаного раствора.

Определение размеров

Расчет размеров основания должен обеспечить равномерное распределение нагрузки по всей поверхности несущей конструкции. В противном случае возможна его деформация и разрушение строения.

Глубина конструкции зависит от степени промерзания грунта. Она должна быть примерно на 20% больше этого показателя для конкретного региона. Поэтому, в районе, где зимой земля промерзает на 1 м, заглублять фундамент под гараж следует хотя бы на 1,20 м.

Мелко заглубленные конструкции закладывают в среднем на 50-80 см. Для них обязательно нужно делать подушку из песка и щебня. Уложить слоями по 20 см, плотно утрамбовать. Для проблемных почв основание заглубляют на 1-1,5 м.

Если планируется обустроить внутри смотровую яму, то глубину ленты рекомендуется делать не менее 100 см.

Для свайных конструкций длину столбов принимают равной глубине промерзания плюс 1,5 м. Их количество зависит от типа почвы и рельефа. Рассчитывается так: по одной свае ставится в каждый угол. Остальные равномерно распределяются по периметру с интервалом 1-2 м.

Площадь основания определяют по формуле S=U/R, где S — это площадь фундамента, U — максимально допустимая нагрузка, R — показатель сопротивления почвы. Данные для расчетов можно найти в специализированных таблицах. Площадь подбирается таким образом, чтобы нагрузка на каждый квадратный сантиметр не превышала 2 кг. Зная площадь и длину периметра, вычисляют минимально необходимую ширину ленты.

Толщина ленты основания должна быть на 20-30% больше, чем толщина стен, которые на ней будут возведены. Чем больший вес имеет материал стен, тем большую ширину ленты следует делать. Для конструкций из бетона и кирпича ширина ленты должна на 30-40 см превышать ширину стены постройки.

Советы мастера

Качество основания будет выше, а долговечность постройки больше, если в процессе работы придерживаться рекомендаций опытных мастеров.

  1. При обустройстве фундамента на илистом или торфяном грунте, мелком песке или участке с плывунами, делают подушку из песка крупной фракции или мелкого отсева толщиной 20 см, плотно трамбуют ее. На таких почвах желательно армировать конструкцию, чтобы увеличить ее жесткость и прочность.
  2.  Выполнив необходимые расчеты, перед началом строительства желательно на план участка нанести в масштабе схему будущей постройки.  Для чтобы убедиться в правильности размеров строения, наличия достаточного места для подъезда и разворота автомобиля.
  3. В процессе установки опалубки нужно предусмотреть обустройство цоколя. Его высота должна на 20-30 см превышать уровень земли. Это особенно актуально для строений из дерева или кирпича. Это позволит защитить стены от разрушающего воздействия грунтовой влаги.
  4. Ленты основания закладываются не только под наружные, но и под все внутренние стены строения.
  5. Наружное утепление фундамента пенопластом убережет его от промерзания и деформации. Это особенно актуально на пучинистых грунтах с высоким уровнем грунтовых вод.
  6. Ливневая и дренажная системы обеспечат отвод влаги от строения.
  7. Перед возведением стен следует провести тщательную гидроизоляцию бетонной ленты. Повышенная влажность внутри гаража будет способствовать появлению коррозии на металлических деталях автомобиля и инструмента. Для этого можно использовать рубероид, пеноплекс или битумную изоляцию.
  8. К работам по гидроизоляции можно приступать только после полного застывания бетона. На это, в зависимости от температуры окружающей среды и влажности может пойти 2-3 недели.

Чем меньше планируется делать глубину основания, тем шире оно должно быть.

При строительстве фундамента важно не экономить на используемых материалах. От их качества будет зависеть прочность конструкции, ее эксплуатационные характеристики и долговечность.

Зная, какой тип основания лучше всего применить в заданных условиях и как рассчитать фундамент под гараж, вы обеспечите длительную эксплуатацию постройки без ухудшения технических характеристик и деформаций. Это будет гарантом успешного хранения вашего автомобиля.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

9 + 8 =